Sec. 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО. Территориальными единицами штата являются муниципалитеты: город-округ Los Santos - столица штата, город-округ San Fierro, город-округ Las Venturas, слияние, изменение границ которых утверждается законодательным органом штата.
Sec. 2. СТАТУС ГОРОДА-ОКРУГА. По своему статусу города-округа могут быть общеправовыми и уставными. Уставные города-округа обладают полнотой власти в муниципальных делах, отнесенных настоящей Конституцией к ведению правительства города-округа. Чтобы обрести статус уставного города-округа, его жители своим большинством на местном референдуме должны утвердить Устав, который станет "основным законом" города-округа, после чего он одобряется Государственным секретарем штата.
Sec. 3. ПРАВИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ. Правительство города-округа состоит из 2-х равноправных департаментов (ветвей) - законодательного и исполнительного. Органы законодательного департамента города-округа имеют право делегировать некоторые законодательные полномочия органам исполнительного департамента города-округа, а также делегировать осуществление вопросов и полномочий, отнесенных к ведению правительства города-округа, правительству муниципалитета в составе города-округа. Правительство муниципалитета в составе города-округа состоит из 2-х равноправных департаментов - представительного и исполнительного. Представительный департамент не обладает законодательными полномочиями.
Sec. 4. ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ШТАТА. В ведении правительства штата находятся:
1 — принятие и изменение Конституции и законов штата, контроль за их соблюдением; обеспечение законности на территории штата;
2 — государственное устройство;
3 — установление системы правительства штата, порядка его организации и деятельности; формирование органов правительства штата;
4 — государственная собственность и управление ею (Пример: Шахта, Склад, Фармацевтическая фабрика, Завод продуктов, Военный завод);
5 — установление основ государственной политики и программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного развития штата;
6 — обеспечение реализации программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного развития штата;
7 — установление финансовой, кредитной, ценовой политики; экономические службы, включая государственные банки;
8 — государственный бюджет; государственные налоги и сборы; государственные фонды;
9 — внешняя политика, международные отношения, международные договоры штата с учетом национальных идей и интересов Соединенных Штатов Америки и согласием Конгресса США;
10 — внешнеэкономические отношения штата;
11 — оборона и безопасность; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
12 — определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства штата и Соединенных Штатов Америки;
13 — судоустройство; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; избирательное законодательство; амнистия и помилование; процессуальное законодательство; гражданское законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
14 — государственные награды и почетные звания штата;
15 — государственная служба штата;
16 — правовое регулирование профессиональных стандартов, присвоения очередных званий, рангов, чинов военнослужащим;
17 — иные вопросы и полномочия, не делегированные Соединенным Штатам и не запрещенные для штата Конституцией США.
По предметам ведения правительства штата принимаются совместные резолюции, иные законы штата (Bill, Act, Code), нормативные правовые акты, изданные в пределах полномочий, имеющие прямое действие на всей территории штата.
Sec. 5. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ ШТАТА И ГОРОДА-ОКРУГА. В совместном ведении правительства штата и правительств городов-округов находятся:
1 — защита прав и свобод человека и гражданина;
2 — обеспечение реализации программ государственной политики в правоохранительной сфере, сфере здравоохранения и социального обеспечения; установление общих принципов формирования и организации правительств муниципалитетов;
3 — прокурорская, адвокатская, лицензионная деятельность; территориальные правоохранительные органы (( ПД )); учреждения здравоохранения;
4 — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
5 — природопользование; обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
6 — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
7 — правовое регулирование профессиональных стандартов; повышения квалификации работников исполнительных органов, специалистов здравоохранения; присвоения очередных званий, рангов, чинов сотрудникам местных правоохранительных органов;
8 — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
9 — установление принципов подбора персонала в органах правительства муниципалитетов.
10 — иные вопросы и полномочия, установленные законами штата.
По предметам совместного ведения правительства штата и правительства города-округа издаются законы (Bill, Act, Code) и принимаемые в соответствии с ними законы (Ordinance - постановление, Code - кодекс, Charter - устав, Charter amendment - поправка устава) и иные нормативные правовые акты правительства города-округа. В случае противоречия нормативных правовых актов города-округа актам штата действует акт штата.
Sec. 6. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРОДА-ОКРУГА. В ведении правительств городов-округов находятся:
1 — обеспечение соответствия законов и иных правовых актов правительств городов-округов законам и Конституции штата, если город-округ является общеправовым;
2 — обеспечение соответствия Устава, законов и иных правовых актов правительств города-округов Конституции штата и законам штата, принятым в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи, если город-округ является уставным;
3 — обеспечение законной деятельности правительств муниципалитетов в составе городов-округа;
4 — установление системы правительства города-округа; порядка его организации и деятельности;
5 — административно-территориальное устройство, формирование муниципалитетов в составе города-округа, установление системы их правительств;
6 — установление программ благоустройства города-округа;
7 — формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
8 — управление муниципальной собственностью;
9 — организация и управление пожарными службами;
10 — управление работой коммунального и городского хозяйства(маршрутные такси, служба такси, служба механиков и другие);
11 — осуществление охраны общественного порядка; охраны окружающей среды; охраны памятников истории и культуры;
12 — осуществление планирования, строительства, реконструкции, ремонт и содержания инфраструктуры города(аэропорты, порты, дороги и т.п.);
13 — оказание профессиональной правовой помощи участникам правоотношений.
14 — награды и почетные звания города-округа;
15 — инициация проведения местных референдумов и выборов;
16 — кадровая политика в органах правительства города-округа, за исключением принципов подбора персонала;
17 — иные вопросы и полномочия, делегированные законодательным органом штата правительству города-округа;
По предметам ведения правительства города-округа издаются законы (Ordinance - постановление, Сode - кодекс) и иные нормативные правовые акты в соответствии с законами штата, если город-округ является общеправовым. В случае противоречия нормативных правовых актов общеправового города-округа актам штата действует акт штата.
По предметам ведения правительства города-округа издаются законы (Ordinance - постановление, Code - кодекс, Charter amendment - поправка к Уставу) и иные нормативные правовые акты, если город-округ является уставным. В случае противоречия нормативных правовых актов уставного города-округа актам штата действует нормативный правовой акт уставного города-округа.
Sec. 7. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В СОСТАВЕ ГОРОДА-ОКРУГА. В ведении правительства муниципалитета в составе города-округа находятся:
1 — принятие устава муниципалитета;
2 — управление муниципальной собственностью;
3 — формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
4 — осуществление охраны общественного порядка, формирование программ благоустройства муниципалитета;
5 — инициация проведения местных референдумов и выборов;
6 — кадровая политика в органах правительства муниципального образования, за исключением принципов подбора персонала;
7 — иные вопросы и полномочия, делегированные законодательным органом города-округа правительству муниципалитета в составе соответствующего города-округа;
По предметам ведения правительства муниципалитета в составе города-округа издаются нормативные правовые акты в соответствии с законами штата, законами города-округа. В случае противоречия нормативных правовых актов муниципалитетов в составе города-округа законам штата и города-округа действует закон штата и города-округа.
Sec. 8. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕПАРТАМЕНТА.
Органы исполнительного департамента штата по соглашению с органами исполнительного департамента города-округа могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам штата.
Органы исполнительного департамента города-округа по соглашению с органами исполнительного департамента штата могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Органы исполнительного департамента города-округа по соглашению с органами исполнительного департамента муниципалитета в их составе могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции, законам штата и законам города-округа, если город-округ является общеправовым.
Органы исполнительного департамента города-округа по соглашению с органами исполнительного департамента муниципалитетов в их составе могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции штата, Уставу, законам города-округа, если город-округ является уставным.